Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Муниципальный район Миякинский район Республики Башкортостан

Проект наставничества как формы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

27.08.2019 15:43
9

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» предусматривается реализация такой задачи, как «создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства)».

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г.№ 2950-р принята и в настоящее время реализуется Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года.

Пристальное внимание к добровольческой деятельности со стороны государства обусловлено широким потенциалом волонтерства в решении социально значимых задач в самых различных сферах и эффективным ресурсом развития общества в целом.

Кроме того, за последние годы значительно расширились масштабы добровольческой деятельности: все больше граждан и организаций проявляют инициативу в бескорыстной работе на благо общества, все больше разрабатывается и реализуется волонтерских проектов и программ.

Как показывает практика, одной из наиболее эффективных форм добровольческой работы в сфере социальной поддержки несовершеннолетних и семей с детьми является наставничество.

Рассматривая вопросы наставничества в отношении несовершеннолетних, нельзя не отметить актуальность таких проектов применительно к несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении (далее - СОП), детям, состоящим на различных видах профилактического учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики), а также иным категориям несовершеннолетних.

Опыт отдельных субъектов Российской Федерации по применению указанной формы был представлен на V Всероссийском совещании по вопросу организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - Комиссия) на тему «Совершенствование системы профилактики: эффективность взаимодействия органов и учреждений и социально ориентированных некоммерческих организаций» (ноябрь, 2018 г.), а также на Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию создания Комиссий (июнь, 2018 г.).

Согласно поступившей из Комиссии Камчатского края информации, под наставничеством одни понимают мудрые советы, руководство и руку помощи в трудную минуту, другие - четкие спланированные действия старшего и опытного человека по оказанию содействия в реализации личностного потенциала младшего и менее опытного подопечного.

Органы и учреждения системы профилактики чаще придерживаются понимания наставничества как помощи одного человека другому в совершении значимых качественных переходов на иной уровень знаний, жизненных навыков, мышления и сознания.

На территории Миякинского района одним из первых в РБ в целях внедрения единой системы наставничества для несовершеннолетних, находящихся в СОП, постановлением Главы администрации утверждено Положение об общественных воспитателях несовершеннолетних.

Институт общественных воспитателей несовершеннолетних создан в Миякинском районе в целях совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, повышения роли общественности в воспитании несовершеннолетних.

Общественный воспитатель несовершеннолетних (далее - общественный воспитатель) - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, способный по своим деловым и моральным качествам быть авторитетным наставником, социально положительным примером для несовершеннолетнего, а также добровольно возлагающий на себя обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, находящегося в социальном опасном положении или в трудной жизненной ситуации.

Общественными воспитателями не могут быть лица:

1) признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

2) лишённые решением суда родительских прав или ограниченные в родительских правах;

3) отстранённые от выполнения обязанностей усыновителя, опекуна (попечителя), приёмного родителя, патронатного воспитателя в случае ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей;

4) не исполняющие по состоянию здоровья родительские обязанности;

5) имеющие судимость;

6) привлекавшиеся к административной ответственности, предусмотренной статьями 5.356.7 - 6.14, 7.27, 19.3, 19.1819.2320.1, 20.3, 20.20, 20.21, 20.22, 20.2820.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Основными задачами общественного воспитателя являются:

1) участие в осуществлении мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетнего в пределах своих способностей, возможностей и полномочий;

2) оказание помощи родителям или иным законным представителям в воспитании несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации;

3) проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним в целях предупреждения его антиобщественных действий, совершения повторных общественно опасных деяний, преступлений;

4) взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетнего;

5) иные задачи, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами РБ и иными нормативными правовыми актами РБ.

Общественный воспитатель может закрепляться за одним из несовершеннолетних:

1) оказавшихся в социально опасном положении или в трудной жизненной ситуации;

2) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах для детей и подростков, учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях, состоящих на учёте в центрах (отделениях) социальной помощи семье и детям и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

3) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

4) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

5) освобождённых от уголовной ответственности, а также условно-досрочно освобождённых от отбывания наказания, вследствие акта об амнистии, в связи с изменением обстановки либо в связи с помилованием;

6) осуждённых за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобождённых судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

7) осуждённых условно, осуждённых к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы;

8) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

9) освобождённых из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если в период пребывания в указанных учреждениях допускал нарушения режима, совершал противоправные деяния, и (или) после освобождения (выпуска) находится в социально опасном положении, и (или) нуждается в социальной помощи и (или) реабилитации;

10) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания, либо совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

11) систематически самовольно уходящих из семьи или образовательных либо других учреждений;

12) систематически уклоняющихся от учёбы;

13) безнадзорных и беспризорных;

14) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

15) других несовершеннолетних, состоящих на учёте в органах внутренних дел или в комиссии по делам несовершеннолетних.

При закреплении общественного воспитателя за несовершеннолетним родители или иные законные представители не освобождаются от обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего и от ответственности за его поведение.

  • Проект наставничества как формы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних